23 АПРЕЛЯ 1973 года. Самолет ТУ-104. Обыкновенный рейс Ленинград – Москва. Тогда совершали по 10-12 рейсов в сутки из Ленинграда в столицу. В тот злополучный день была хорошая погода, экипаж из шести человек готовился к очередному полету: пообедали, технический персонал осмотрел самолет, до Москвы всего час полета, топлива хватает. Вылететь должны примерно в 14:05. В самолете 115 мест, но в этот раз летели лишь 50 взрослых и один ребенок.
Самолет взлетел, на высоте примерно 7-8 тысяч метров в кабине экипажа раздается сигнал «Вызывает бортпроводник». Командир корабля Вячеслав Янченко приказал бортмеханику Викентию Грязнову узнать, что произошло. Спустя несколько минут он вернулся и передал командиру конверт. «Он был не запечатан. На нем корявым почерком было написано: «Командиру корабля на чтение 5 минут». В самом конверте лежало письмо. Четыре тетрадных листа. В начале письма было требование впустить автора в кабину, иначе он взорвет самолет. Дальше он просил выполнить его команду, сменить направление и лететь в Швецию, в Стокгольм», – вспоминает Вячеслав Михайлович. Бортмеханик снова вышел в салон самолета сказать, что письмо передано, и заодно проверить обстановку. На тот момент террорист уже стоял у дверей кабины, пытаясь в нее попасть. Со стороны салона его всячески пытался не пустить Грязнов, в кабине дверь держал штурман. Бомбу преступник держал в руках, провода были обвешаны вокруг его рук, а кнопка — буквально на ладони.
Все же командир корабля принял решение садиться обратно в аэропорт вылета. Чтобы не выдать, что самолет вернулся в Ленинград, пилоты до последнего не выпускали шасси – шум мог привлечь внимание преступника. Выпустили только на высоте 150 метров, но террорист все же услышал щелчок, посмотрел в иллюминатор и понял, что они далеко не в Швеции. В тот момент он взорвал самолет. Одна часть взрывной волны пошла в сторону передней входной двери – вырвала ее и кусок фюзеляжа, а вторая – в салон. В это время все пассажиры находились в самом хвосте самолета, вместе с бортпроводницами, поэтому осколки их не задели. Из-за повреждения передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Самолет начал было опускать нос, но пилоты с огромным трудом его выровняли. «Самолет все же удалось посадить. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу, так мы проехали еще несколько метров на большой скорости. В носовой части началось задымление. Я принял решение срочно всех эвакуировать, но только через передний выход, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолета оказался в 7 метрах над землей», – рассказывает Вячеслав Янченко. Возгорание в короткие сроки потушили. Все пассажиры выжили.
Погибших было всего двое – террорист и находившийся рядом с ним бортмеханик Викентий Грязнов. «Прежде чем покинуть самолет, я осмотрел хвостовую часть, людей там не оказалось. И только по пути обратно я заметил тело нашего бортмеханика Викентия, – вспоминает Янченко. – Он был старше всех нас и, видимо, на правах старшего пошел общаться с террористом».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1973 года В. М. Янченко и В. Г. Грязнову (посмертно) были присвоены звания Героев Советского Союза, бортпроводники Л. В. Еремина и М. А. Хохрева были награждены орденами Красной Звезды, второй пилот В. М. Кривулин и штурман Н. Ф. Широков — орденами Красного Знамени.